Консультация для
родителей «Адаптация детей к школе».
Адаптация
к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым
социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному
обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает
3- 6 месяцев.
Первый
класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация
положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет
легко влиться в новый коллектив и завести друзей. Привыкнуть к школе после
садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось
особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и
отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется,
и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок
попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
Ø
нового
распорядка дня;
Ø
ограничения
на подвижные игры в школе;
Ø
необходимости
выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
Ø
новой
обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация
к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы.
В группу риска входят:
Гиперактивные
малыши.
Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо
постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий
подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые
месяцы учёбы практически не усваивают новый материал. Дети с повышенным порогом
утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности
или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут
долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
Одарённые
первоклассники.
До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и
первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут
баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют
перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно. Проблемы
адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не
стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и
это считается нормальным.
В
этом возрасте дети любят играть, и элемент игры для них важен. Поставьте дома
парту, и пусть мама сыграет роль учительницы. Ребёнок пришёл в придуманную
школу, сел за парту. Его вызвали к доске – он вышел и ответил. Потом, когда то
же нужно будет сделать «взаправду», это не станет сюрпризом или неприятной
неожиданностью. А значит, снизит уровень стресса и тревоги у ребёнка. Если в
такую игру поиграть несколько раз в предшествующий школьным занятиям месяц, то адаптация,
как правило, пройдёт легко и быстро.
Понятно,
что в случае с дистанционным образованием проблема адаптации так остро не стоит
–
воспитание настойчивости и усидчивости происходит постепенно и без стрессов. Но
хочется обратить внимание, что и само по себе дистанционное образование может
стать хорошим тренингом адаптации. Есть разные популярные программы для
дошкольников, многие из которых упираются в
платёжеспособность
родителей. Но в той же Домашней школе «ИнтернетУрок» предлагается целая неделя
бесплатных занятий. И если немножко позаниматься по программе первого класса,
то это пойдёт только в плюс. Хорошо, если у ребёнка есть опыт посещения занятий
танцами, актёрским мастерством и т. д. Тогда школьный класс не станет местом,
где социализация будет носить взрывной характер. В этом плане и садик имеет
преимущества. Оптимально походить в группу «по интересам» за полгода до
школы.
Или – в разные группы.
Адаптационный
период ребёнка, меняющего школу, зависит от возраста.
На нормальное протекание процесса адаптации явно
указывает интерес к школе и занятиям. Хороший показатель, когда ребёнок
много и взахлёб рассказывает о том, что происходит. Значит, он успешно занял
своё место в кругу соучеников. И важно, чтобы он рассказывал о ситуации, даже
если не всё гладко. Тогда есть возможность ненавязчиво помочь советом. Оптимально
посоветоваться с ребёнком: «Тебе нужна помощь? Мне сходить с тобой?». Сделать
так, чтобы он сам это определил. Если скажет: «Да, помощь нужна», – то нужно
сходить. И замечательно, если будет: «Я пока сам». Нужно понимать, что
дети видят многое не так как взрослые. Когда они рассказывают свою версию
событий, есть возможность своевременно разъяснить какие-то моменты. Подсказать
иные трактовки или попробовать вместе посмотреть на события с другой точки зрения.
То есть расширить возможности видения. Но для этого необходимо активное
общение. Да и ребёнку будет легче. Ведь всегда лучше проговаривать проблему, а
не держать её в себе.
На то, что ребёнку нравится в первом классе и
дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:
Ø
Малыш
с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе,
уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает,
что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
Ø
Выраженной
усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный
аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
Ø
Появились
новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
Ø
Ребёнку
нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
Ø
У
малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.
Социальная
адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить
к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей
одеждой - застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю
одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться
внутри и снаружи зданий.
Комментарии
Отправить комментарий